Обращаем Ваше внимание, что Государственный орган Краснодарского края – Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Краснодарском крае и его аппарат с 1 марта 2023 года располагается по новому адресу: г. Краснодар, ул. Пушкина, д. 28

Как и ранее свои жалобы и обращения можно направить по электронному адресу bizkk@mail.ru, а так же через электронную форму на официальном сайте Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Краснодарском крае.

В работе семинара принимали участие Заместитель Прокурора Краснодарского края Валерий Круглов, Начальник управления Прокуратуры Краснодарского края по соблюдению федерального законодательства Олег Мединский, начальник отдела по соблюдению законодательства в сфере защиты прав предпринимателей Александр Гаврилов.

Уважаемые участники семинара!

Необходимость создания данного института была обусловлена тем, что нередко предприниматели не в силах самостоятельно разрешить ситуации, связанные с нарушением их прав и законных интересов, особенно в тех случаях, когда имеют место административные барьеры, бюрократическое давление, коррупционные проявления со стороны органов государственной власти и их должностных лиц. стало создание института Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей.

1. О Федеральном законе № 78 от 07.05.2013г. «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации.

07 мая 2013 г. Президентом РФ В.В. Путиным был подписан Федеральный Закон № 78 «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации».

Федеральным законом определяются правовое положение, основные задачи и компетенция Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, а также уполномоченных по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации.

Федеральным законом определено, что Уполномоченный рассматривает жалобы субъектов предпринимательской деятельности по вопросам, связанным с нарушением их прав и законных интересов.

Федеральным законом Уполномоченный наделён широкими полномочиями по защите прав субъектов предпринимательской деятельности. Он вправе разъяснять заявителю вопросы, касающиеся его прав и законных интересов, передать жалобу в орган государственной власти, орган местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу, направлять в эти органы заключение с указанием мер по восстановлению прав и соблюдению законных интересов указанных субъектов, обратиться в суд с иском о защите прав и законных интересов других лиц, в том числе групп лиц, являющихся субъектами предпринимательской деятельности. Он также наделён рядом иных полномочий.

Кроме принятого ФЗ № 78 от 07.05.2013г. «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации» на рассмотрении в Государственной Думе РФ находится проект федерального закона о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ. Согласно которого в связи с созданием структуры Уполномоченного при Президента РФ по защите прав предпринимателей изменяются положения уголовно – исполнительного кодекса, арбитражно – процессуального кодекса, кодекс об административных правонарушения, гражданско – процессуальный кодекса, федерального закона от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и в ряд других ФЗ.

2. Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Краснодарском крае и проект закона Краснодарского края «Об уполномоченном по защите прав предпринимателей в Краснодарском крае»

В Краснодарском крае с ноября месяца 2013г. на общественных началах Уполномоченным при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Б.Ю. Титовым и Администрацией Краснодарского края согласованна кандидатура на указанную должность.

На сегодняшний день идет процесс законодательного закрепления института уполномоченного на региональном уровне.

Проект закона Краснодарского края «Об уполномоченном по защите прав предпринимателей в Краснодарском крае» определяющий основные задачи, правовое положение Уполномоченного в Краснодарском крае принят в первом чтении.

К основным его задачам относится участие в формировании и реализации государственной политики в области развития предпринимательской деятельности, защита прав и законных интересов предпринимателей, содействие восстановлению нарушенных прав и законных интересов предпринимателей, пропаганда и популяризация предпринимательской деятельности, правовое просвещение предпринимателей по вопросам принадлежащих им прав, способов их защиты, содействие улучшению делового и инвестиционного климата в Краснодарском крае, информирование общественности Краснодарского края о состоянии соблюдения и защиты прав и законных интересов предпринимателей, содействие развитию общественных институтов, ориентированных на защиту прав субъектов предпринимательской деятельности, взаимодействие с предпринимательским сообществом, содействие вовлечению представителей бизнеса в работу по развитию предпринимательской деятельности и защите прав предпринимателей.

Так же в проекте закона определяются его полномочия, он будет в праве:

1) запрашивать и получать от органов государственной власти, органов местного самоуправления и у должностных лиц необходимые сведения, документы и материалы в течении 15 дней;

2) обращаться в суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, признании незаконными решений и действий (бездействия) органов государственной власти Краснодарского края, органов местного самоуправления, иных органов, организаций

3) направлять в органы государственной власти Краснодарского края, органы местного самоуправления мотивированные предложения о принятии нормативных правовых;

4) направлять главе администрации (губернатору) Краснодарского края, а также руководителям органов исполнительной власти Краснодарского края мотивированные предложения об отмене или о приостановлении действия актов исполнительных органов государственной власти Краснодарского края.

Кратко о жалобах направляемых в адрес Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Краснодарском крае.

Поступают обращения различной тематики это и земельно – имущественные отношения, административные споры, налоговые вопросы.

В процентном отношении порядка 25 % жалоб связаны с уголовной проблематикой, 35 % - земельно – имущественные и разрешительными вопросами оставшиеся 40 % административные дела.

Юридические экспертизы проводятся с привлечением юристов и адвокатов имеющих опыт юридической деятельности с конкретной практикой.

Говоря об обращениях необходимо указать примеры совместного взаимодействия Прокуратуры Краснодарского края и Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Краснодарском крае при рассмотрении жалоб предпринимателей в рамках рабочей группы по защите прав субъектов предпринимательской деятельности при Прокуратуре Краснодарского края.

Пример:

В адрес Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Краснодарском крае поступило обращение от предпринимателя М.В. Чеховского о неправомерных действиях администрации Павловского района Краснодарского края по вопросу проведения многочисленных проверок.

Указанная жалоба была передана на рассмотрение рабочей группы при Прокуратуре Краснодарского края по защите прав субъектов предпринимательской деятельности.

По итогам рассмотрения доводы заявителя частично нашли свое подтверждение.

Так работником налогового органа, для вручения повестки о начале налоговой проверки были привлечены двое сотрудников полиции.

Прокуратурой района указано руководителю налогового органа о недопустимости необоснованного привлечения сотрудников органов внутренних дел для реализации контрольных полномочий.

Так же можно привести пример совместного рассмотрения коллективного обращение предпринимателей г.Сочи о незаконном сокращении администрацией г.Сочи количества объектов мелкорозничной торговли.

После анализа обращения материалы были переданы на рассмотрение рабочей группы при Прокуратуре Краснодарского края по защите прав субъектов предпринимательской деятельности

В результате, в связи с несоответствием положений правовых актов администрации г.Сочи требованиям федерального законодательства в выдаче не предусмотренных законами разрешений на осуществление мелкорозничной торговли без проведения торгов, утверждения дислокаций стационарных объектов мелкорозничной торговли (услуг) без учета нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, возложения обязанности согласования размещения объекта собственником земельного участка на заявителя и другие прокуратурой г.Сочи принесены протесты. По результатам их рассмотрения администрацией г.Сочи разрабатываются правовые акты в данной сфере в новой редакции.

Все приведенные примеры говорят, что совместная работа может принести конкретные результаты.

Так же хотел обратить внимание на первое заседание рабочей группы по защите прав субъектов предпринимательской деятельности состоявшееся в конце мая этого года на которой Прокурором Краснодарского края Л.Г. Корженек была озвучена жесткая и конкретная позиция в отношении чиновников и контролирующих органов нарушающих права предпринимателей в контексте ст. 169 УК РФ (воспрепятствование законной предпринимательской деятельности).

В настоящий момент структура и аппарат только в начальном этапе своего создания, но уже сейчас открыты общественные приемные в г.Краснодаре, г. Новороссийске, г.Геленджике, планируются к открытию в ближайшее время в ст. Ленинградской, г. Армавире, а так же в крупных населенных пунктах края.

Кроме того несмотря на небольшой промежуток времени с начала работы уже подписаны соглашения о взаимодействии на Федеральном уровне - с Генеральной Прокуратурой РФ, Счетной палатой РФ, МВД РФ, МЧС РФ, Роспотребнадзором, на региональном уровне - с Управлением МЧС по Краснодарскому краю, готовятся к подписанию - со счетной палатой Краснодарского края, ГУ МВД по Краснодарскому краю, управлением федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю, управлением государственной налоговой службы Краснодарского края, управлением роспотребназдзора Краснодарского края и другие.

3. Взаимодействия Прокуратуры РФ и Института Уполномоченных по защите прав предпринимателей.

10 октября 2012 года состоялось подписание соглашения о взаимодействии в вопросах защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности между Уполномоченным при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Б.Ю. Титовым и Генеральным прокурором РФ Ю.Я.Чайкой.

Соглашение позволяет более оперативно реагировать на жалобы предпринимателей и более быстро восстанавливать их нарушенные права. В рамках указанного соглашения аппарат Уполномоченного и Генпрокуратура создали совместную рабочую группу для защиты прав предпринимателей.

Как указывалось выше такая рабочая группа создана и при Прокуратуре Краснодарского края и успешно работает, есть положительные примеры нашего взаимодействия.

В рамках соглашения планируется проведение совместных совещаний и иных мероприятий. Для предупреждения, выявления и устранения нарушений прав предпринимателей будут использованы все предоставленные правовые и организационные ресурсы.

4. Экономическая амнистия

Одним из основных вопросов который сегодня мы должны пройти вместе это экономическая амнистия.

Выступая на международном экономическом форуме в г.Санкт - Петербург Президент РФ В.В. Путин поддержал идею амнистии по экономическим преступлениям. По его словам, амнистия в отношении «конкретных предпринимателей» будет не только являться «актом гуманизма», но позволит также перезагрузить общественные отношения, работу правоохранительной и судебной систем, укрепить доверие населения к предпринимателям.

Постановлением Государственной Думы РФ от 02 июля 2013 года № 2559-6 ГД была объявлена «экономическая» амнистия по ряду статей УК РФ.

Постановление освобождает от отбывания наказания лиц, впервые привлеченных к уголовной ответственности или впервые осужденных за преступления в сфере предпринимательской деятельности (за исключением наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью). Уголовные дела в отношении таких лиц, находящиеся в производстве органов дознания, предварительного следствия и судов, должны быть прекращены.

Предусматривается исчерпывающий перечень преступлений, по которым объявляется амнистия (по 27 статьям УК РФ).

Обязательным условием амнистии является выполнение подозреваемыми и обвиняемыми обязательств по возврату имущества или возмещению убытков потерпевшим.

Под действие амнистии подпадают не только заключенные, но и осужденные к наказаниям, не связанным с лишением свободы, условно осужденные, лица, наказание которым отсрочено, и условно-досрочно освобожденные.

Амнистия не распространяется на тех, кто совершил преступление с применением насилия или угрозой его применения.

Постановление об объявлении амнистии вступили в силу со дня его официального опубликования и подлежит исполнению в течение шести месяцев.

Как ожидается, под амнистию подпадет несколько тысяч предпринимателей. По данным бизнес-омбудсмена Б.Ю. Титова, в настоящее время в местах заключения находится более 13 тыс. человек по экономическим статьям. Будут освобождаться только предприниматели, которые были осуждены в результате предпринимательской деятельности, а это где-то две третьих. Кроме этого, не будут освобождаться те, кто неоднократно совершил преступления по экономическим статьям.

Представитель президента РФ в Госдуме Гарри Минх озвучил цифру, что на свободу могут выйти до 3 тыс. человек. По линии МВД - речь идет о дознании и предварительном расследовании - подлежат прекращению потенциально 1299 уголовных дел, из них 985 в производстве, 314 приостановлено. Число подозреваемых, которые могут быть освобождены (по этим делам) - 1280 человек", - указал Минх на пленарном заседании Государственной Думы. Из этого числа, по его словам, под стражей содержится только 22 человека.

В Краснодарском крае также есть осужденные, лица в отношении которых возбуждены уголовные дела, подпадающие под действия амнистии поэтому нам совместными усилиями с судами, правоохранительными органами, службой исполнения наказания, приставами необходимо отработать весь механизм согласно принятых постановлений.

Нашей главной задачей является совместная, слаженная работа, ведь мы понимаем, что экономическое развитие страны возможно только в благоприятной деловой, инвестиционной среде, мы должны показать людям, что государство должно развивать бизнес, создавать новые рабочие места - это налоги и социальное благополучие граждан и решение Президента РФ В.В. Путина об экономической амнистии подтверждает что необходимо «перезагрузить» общественное мнение, работу правоохранительных органов, судов, укрепить доверие населения к предпринимательскому сообществу.

Наверх