Обращаем Ваше внимание, что Государственный орган Краснодарского края – Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Краснодарском крае и его аппарат с 1 марта 2023 года располагается по новому адресу: г. Краснодар, ул. Пушкина, д. 28

Как и ранее свои жалобы и обращения можно направить по электронному адресу bizkk@mail.ru, а так же через электронную форму на официальном сайте Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Краснодарском крае.

Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Краснодарском крае Игорь Якимчик выступил на заседании комиссии по улучшению инвестиционного климата в Краснодарском крае, которая состоялась под председательством главы администрации (губернатора) Краснодарского края Вениамина Кондратьева.

Так же в заседании приняли участие председатель арбитражного суда Краснодарского края Алексей Егоров, первый заместитель прокурора Краснодарского края Владислав Малкин, заместитель начальника ГУ МВД России по Краснодарскому краю Сергей Воложинов, первый заместитель главы администрации (губернатора) Краснодарского края Андрей Алексеенко, заместитель главы администрации (губернатора) Краснодарского края Василий Швец, заместитель главы (губернатора) Краснодарского края Игорь Галась, руководители исполнительных органов власти Краснодарского края, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, общественных объединений и организаций Краснодарского края.

Участники мероприятия обсудили основные проблемные моменты, с которыми сталкиваются инвесторы во время работы в Краснодарском крае. В первую очередь, это сложности в работе с естественными монополиями. Зачастую сумма, которую необходимо заплатить за подключение к электрическим сетям, неподъемна даже для крупного инвестора. А из-за дефицита газа в юго-западной части края затягиваются сроки реализации более 100 крупных проектов.

В настоящий момент на Кубани реализуется более 660 инвестпроектов на общую сумму 1,6 трлн рублей. Их успешное завершение зависит от слаженной работы многих структур, отметил Вениамин Кондратьев. Речь идет не только о краевых ведомствах, но и о ресурсоснабжающих организациях, налоговых, контролирующих, правоохранительных и судебных органах.

– Мы все задействованы в этом процессе, и нужно четко разобраться, где сейчас есть пробуксовка, какие дополнительные действия нужны с нашей стороны, чтобы заниматься бизнесом в крае было комфортно, – подчеркнул Вениамин Кондратьев.

Вице-губернатор Василий Швец доложил, что проводится работа по решению проблем, на которые указывают сами предприниматели. Например, сокращается среднее время регистрации юридических лиц.

– Мы проанализировали ситуацию и запустили систему электронного документооборота между МФЦ и регистратором. В результате вместо средних 10 дней эта процедура займет не более 5 рабочих дней, – отметил Василий Швец.

Кроме того, планируется сократить сроки регистрации прав собственности за счет использования дополнительных мобильных сервисов. Например, СМС-оповещение о готовности документов – зачастую они оформлены быстрее, чем было обозначено при подаче заявления.

В своем выступлении Игорь Якимчик отметил, что Уполномоченным при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Б.Ю. Титовым проведен анализ правоприменительной практики основных  контрольно – надзорных органов.  По итогам анализа полученной информации разработана методика оценки уровня административного  давления на бизнес. В своем  ежегодном докладе Титовым Б.Ю был представлен индекс «Административное давление — 2019», который предлагается сделать инструментом измерения и корректировки контрольно-надзорной деятельности в России. Индекс направлен Президенту РФ с просьбой поручить Генеральной прокуратуре РФ совместно с Уполномоченным  при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Б.Ю. Титовым провести проверки фактов, выявленных в ходе подготовки индекса «Административное давление».

Этот индекс отражает уровень административного давления на предпринимателей в субъектах РФ на основе данных уполномоченных по защите прав предпринимателей, территориальных органов федеральных ведомств, Минэкономики, Росстата и данных судебной статистики. Измеряются такие показатели, как снижение репрессивности контрольно-надзорной деятельности, эффективность внедрения риск-ориентированного подхода, доля штрафов, назначенных без проведения проверок в рамках административных расследований, рейдов, контрольных закупок, и объем наложенных штрафов.

Следует отметить, что более 90% от общего числа проверок в стране, в том числе и в Краснодарском крае, приходится на шесть федеральных ведомств — Роспотребнадзор, Ростехнадзор, Россельхознадзор, Росприроднадзор, МЧС и Жилищные инспекции.

Приведу примеры результатов деятельности контрольных органов:

В 2018 году ТУ Роспотребнадзора по Краснодарскому краю провело плановые и внеплановые проверки в отношении 7353 ИП и юрлиц, из общего числа зарегистрированных, деятельность которых подлежит контролю –   32 436, по которым было вынесено 13 476 постановлений о назначении административного наказания в виде штрафов или предупреждений.

Из них, Роспотребнадзор назначил 9569 штрафов, на общую сумму 93 285 200 рублей (средний штраф – 9 749 рублей) и вынес 3383 предупреждения.

Вывод: проверки были проведены в отношении каждого 4-го ИП и юрлица. Административное наказание в виде штрафа применялось в большинстве случае, а предупреждение по итогам каждой четвертой проверки (25,1% от общего количества постановлений).

В 2018 году Северо-Кавказское управление Ростехнадзора по Краснодарскому краю провело плановые и внеплановые проверки в отношении 2841 ИП и юрлиц, из 6 752 зарегистрированных, деятельность которых подлежит контролю, которым было вынесено 2 951 постановление о назначении административного наказания в виде штрафов или предупреждений.

Из них, Ростехнадзор назначил 2869 штрафов, на общую сумму  131 670 500 рублей (средний штраф – 45 894 рубля) и вынес 340 предупреждений.

Вывод: проверки были проведены в отношении почти каждого 2-го ИП и юрлица. Административное наказание в виде штрафа применялось по итогам подавляющего большинства проверок, а предупреждение  по итогам каждой девятой проверки (11,5% от общего кол-ва постановлений).

В 2018 году Управление Россельхознадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (по Краснодарскому краю) провело плановые и внеплановые проверки в отношении 1172 ИП и юрлиц,   из 21 603 зарегистрированных, деятельность которых подлежит контролю, которым было вынесено 1162 постановлений о назначении административного наказания в виде штрафов или предупреждений.

Из них Россельхознадзор назначил 3682 штрафа, на общую сумму  32 875 400 рублей (средний штраф – 8 929 рублей) и вынес 147 предупреждений.

Вывод: проверки были проведены в отношении почти каждого 20-го ИП и юрлица. Административное наказание в виде штрафа применялось по итогам подавляющего большинства проверок, а предупреждение  после каждой восьмой проверки (12,7% от общего кол-ва постановлений).

В 2018 году Межрегиональное управление Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (по Краснодарскому краю) провело плановые и внеплановые проверки в отношении 310 ИП и юрлиц, из 1562 зарегистрированных, деятельность которых подлежит контролю, которым было вынесено 809 постановлений о назначении административного наказания в виде штрафов или предупреждений.

Из них, Росприроднадзор вынес 1077 штрафов и 263 предупреждения.

Вывод: проверки были проведены в отношении почти каждого 5-го ИП и юрлица. Административное наказание в виде штрафа применялось по итогам большинства проверок, а предупреждение после каждой третьей проверки (33 % от общего кол-ва  постановлений).

В 2018 году ГУ МЧС России по Краснодарскому краю  провело плановые и внеплановые проверки в отношении 5572 ИП и юрлиц, из 59377 зарегистрированных, деятельность которых подлежит контролю, которым было вынесено 3184 постановлений о назначении административного наказания в виде штрафов или предупреждений.

Из них, ГУ МЧС вынес 2727 предупреждений.

Вывод: проверки были проведены в отношении почти каждого 10-го ИП и юрлица.  Административное наказание в виде штрафа применялось лишь в отношении небольшой части проверок, а предупреждение, напротив, по итогам проведения подавляющего большинства проверок (85,6 % от общего кол-ва постановлений).

В 2018 году Жилищные инспекции провели плановые и внеплановые проверки в отношении 507 управляющих компаний, из 781 зарегистрированных, которым было вынесено 417 постановлений о назначении административного наказания в виде штрафов или предупреждений.

Из них, жилищные инспекции вынесли 292 штрафа на общую сумму 16,2 млн. рублей и 125 предупреждений.

Вывод: проверки были проведены в отношении 507 управляющих компаний.  Административное наказание в виде штрафа применялось лишь в отношении 185 организаций, а предупреждение вынесено в отношении 30% из них.

Как видно из проведенного выше анализа, по итогам большинства проверок, проведенных контрольно-надзорными органами края в отношении бизнеса, наиболее часто применялась такая мера административного наказания, как административный штраф, а доля вынесенных предупреждений от общего числа наказаний очень невелика.

Несмотря на введение с 1 января 2018 года применения контрольно-надзорными органами при проведении проверок чек-листов (списков контрольных вопросов), направленного на прозрачность проверок, чтобы предприниматели понимали до проведения проверки какие именно требования будут проверяться,  продолжают иметь место случаи, когда указание конкретных требований подменяется контрольно-надзорными органами указанием ссылок на нормативные документы, каждый из которых содержит десятки таких требований.  

В тоже время можно с положительной стороны отметить деятельность ГУ МЧС России по Краснодарскому краю. По результатам проведенных Управлением в 2018 году проверок в 85,6 случаях применялось административное наказание в виде предупреждения, а штраф выносился лишь в отношении небольшой части проверок.

В связи с изложенным предлагаем:

- Сократить размер административных штрафов для субъектов МСП в 2 раза (по статьям, не связанным с причиненным вредом жизни и здоровью).

- Расширить практику «предупреждения» как первой меры наказания вместо штрафов по всем нарушениям, кроме уже повлекших причинение вреда жизни и здоровью граждан.

- Ограничить число плановых проверок — не более 2 проверок в год одного субъекта предпринимательской деятельности и не более одного раза в три года одним органом КНД.

- Исключить фискальный характер ответственности — в случае, если вред не причинен, или может быть исправлен в разумный срок, то вместо штрафа должно применяться предупреждение (с выдачей предписания). Вариант: сумму штрафа зачислять на эскроу счет и взыскивать его только в случае неисполнения предписания.

В качестве инструмента по анализу проводимых контрольно – надзорных мероприятий, контроля за законностью и обоснованностью проверок, возможно предложить создание единой государственной системы проверочной деятельности с возможностью учета всех проводимым проверок уполномоченными контрольно – надзорными органами как федерального, так и регионального уровня.

Доступ к указанной системе необходимо предоставить органам прокуратуры для проведения соответствующих надзорных мероприятий (осуществление мониторинга в режиме реального времени за государственными органами наделенными законом контрольно – надзорными функциями), контрольно - надзорным органам, уполномоченным по защите прав предпринимателей, а так же предпринимателям (в определенной части доступа для контролирования законности проведения проверки).

Наличие системы позволит произвести структурирования всех проверочных мероприятий, поможет контрольно-надзорным органам в субъектах федерации в режиме реального времени знать на какой позиции относительно других субъектов федерации они находятся, знать средние значения по Российской Федерации по различным значениям.

Так же в своем выступлении хотел бы упомянуть про плановые проверки бизнеса, которые проводятся контрольно-надзорными органами с использованием проверочных листов (чек-листов). Коротко поясню, что чек–лист содержит список контрольных вопросов, согласно которым ведомства проверяют выполнение юрлицами и индивидуальными предпринимателями требований предъявляемых к их видам деятельности.

Проблема в том, что введение чек-листов, административное давление на бизнес не уменьшило, так как список контрольных вопросов включенных в указанные проверочные листы у большинства надзорных органов остался на прежнем уровне. Например, чек-лист Роспотребнадзора для предприятий общепита включает в себя 190 контрольных вопросов и его объем - 60 страниц.

Вместе с тем, Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей   Б.Ю. Титов предлагает изменить сам подход к проведению проверок, используя мировой опыт. К примеру, во многих развитых странах применяются руководства по проверкам, так называемые гайдлайны в которых содержится четкий, исчерпывающий список требований по всем видам контроля предъявляемых к определенному виду бизнеса (к примеру, к ресторанному).

На указанные проблемы Титов Б.Ю. обратил внимание Президента РФ В.В. Путина и заместителя Председателя Правительства РФ – Руководителя Аппарата Правительства РФ Чуйченко К.А.

Особое внимание во время заседания уделили работе с инвесторами на местах.

– Любой проект должен отслеживаться, при необходимости – сопровождаться в ручном режиме. И пока вы ленточку не перережете на новом производстве, не ослабляйте это сопровождение. Для нас нет маленьких и больших инвесторов, любой – на вес золота, – обратился к главам муниципалитетов Вениамин Кондратьев.

По итогам прошлого года лучшими территориями по привлечению инвестиции стали Новокубанский район, Новороссийск и Тимашевский район. В ходе мероприятия руководителям муниципалитетов были вручены почетные грамоты и благодарности губернатора.

 

 

 

 

 

Наверх