Обращаем Ваше внимание, что Государственный орган Краснодарского края – Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Краснодарском крае и его аппарат с 1 марта 2023 года располагается по новому адресу: г. Краснодар, ул. Пушкина, д. 28

Как и ранее свои жалобы и обращения можно направить по электронному адресу bizkk@mail.ru, а так же через электронную форму на официальном сайте Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Краснодарском крае.

Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей Борис Титов направил на рассмотрение рабочей группы по мониторингу и анализу правоприменительной практики в сфере предпринимательства (руководитель – глава администрации Президента РФ Антон Вайно) поправки в КоАП РФ, направленные на противодействие бесконтрольному расширению числа контрольных мероприятий.

В частности, предложено включить в статью 28.1 КоАП норму, согласно которой дела об административных правонарушениях (за исключением правонарушений в области дорожного движения) в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей могут быть возбуждены без проведения контрольных и надзорных мероприятий только в том случае, если зафиксирован уже причиненный вред жизни и здоровью людей, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства, либо зафиксирована угроза чрезвычайной ситуации.

В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что сегодня КоАП допускает возбуждение  дел об административных правонарушениях как по итогам контрольных мероприятий, так и по иным поводам. Например, для этого контрольному органу достаточно получить обращение гражданина. Должностные лица вправе и по собственному усмотрению возбуждать такие дела при непосредственном выявлении признаков административного правонарушения. «Достаточность данных» для непосредственного возбуждения дела никак не урегулирована, что создает возможность злоупотреблений (например, с целью обхода согласования внеплановых проверок прокуратурой). Ряд органов власти практикует возбуждение дел об административных правонарушениях на основании «анализа данных информационных систем», в результате на организации не распространяются предусмотренные 294-ФЗ гарантии и ограничения.

Похоже, что коллизия с контрольными мероприятиями, которые по сути являются проверками, но не называются таковыми (а соответственно, и не включаются в Единый реестр проверок (ЕРП), администрируемый Генеральной прокуратурой), стала поводом для сообщения о значительном росте числа проверок в 2019 году.

В частности, Институт проблем правоприменения Европейского университета опубликовал исследование, в котором говорилось, что с января по август 2019 года общее число внеплановых проверок составило 304 тыс. – против 234 тыс. за тот же период 2018 года. «Переломился и длинный тренд на сокращение числа плановых проверок, – говорится в исследовании. – Их число за весь 2019 год вырастет на 28,7% в сравнении с 2018-м — до 233 тыс. мероприятий против 181 тыс. годом ранее».

Генеральная прокуратура, в свою очередь, приводит другие цифры.

На 2019 год прокуроры согласовали 460 тыс. плановых проверок из 690 тыс., предложенных контрольными органами. В 2018 году было согласовано 350 тыс. из 412 тыс. проверок. Такая разница в количестве предложенных проверок была обусловлена истечением срока действия моратория на их проведение, объясняет официальный представитель Генпрокуратуры Александр Куренной.

За период действия «надзорных каникул», которые были введены в 2016 году, количество плановых проверок сократилось на 500 тысяч. Федеральным законом № 480-ФЗ от 25.12.2018 г. мораторий был продлен до 31 декабря 2020 года, и прокуроры учли это при формировании Сводного плана на 2019 г. Тем не менее, за промежуточный период 2018 года количество подаваемых заявок резко увеличилось.

Что касается внеплановых проверок, то в 1 полугодии 2018 года в прокуратуру на согласование поступило почти 18,5 тысяч заявлений от органов контроля, из них согласовано чуть больше 11,5 тысяч. В 1 полугодии 2019 – почти 17,8 тыс. заявлений (согласовано также чуть более 11,5 тысяч).

«Если брать за основу для анализа исключительно ЕРП – тот ресурс, который задумывался как исчерпывающий источник информации о проверках бизнеса, то картина отнюдь не такая шокирующая, – объясняет Борис Титов. – Но вся проблема в том, что в нашей реальности ЕРП – лишь вершина «проверочного айсберга». И наши предложения как раз и направлены на то, чтобы остановить разрастание этого айсберга».

В конце октября первый заместитель Генерального прокурора Российской Федерации Александр Буксман направил Борису Титову письмо, в котором солидаризировался с подходом Уполномоченного к изменениям в ст. 28.1 КоАП и поддержал предложенный законопроект.

 

 

Наверх