С 1 июля 2020 года маркировка табака, лекарств и обуви стала обязательной. Кроме того, до конца текущего года будет введена цифровая маркировка парфюмерии, фототоваров, шин и покрышек, а в 2021 году — пяти групп изделий легкой промышленности и молочной продукции.
Также проводится эксперимент по маркировке бутилированной воды. 9 сентября 2020 года глава Минпромторга Денис Мантуров выступил с инициативой начать и эксперимент по цифровой маркировке пива: особенности проекта и сроки его проведения будут обсуждаться с представителями отрасли, регуляторами, ритейлерами и другими заинтересованными организациями.
Таким образом, до конца 2020 года вступают в силу требования к обязательной маркировке по отношению к следующим группам товаров:
— духи и туалетная вода — с 1 октября;
— фотоаппараты и лампы-вспышки – с 1 октября;
— шины и покрышки – с 1 ноября.
Этапы введения маркировки духов:
С 1 октября вводимая в оборот парфюмерная продукция должна содержать код маркировки. Сведения о смене собственника нужно передавать в систему «Честный знак». Немаркированные остатки можно будет продавать до конца сентября 2021 года.
Подготовлены поправки, согласно которым немаркированные остатки можно будет промаркировать до 31 октября 2021 года. Кроме того, планируют разрешить до 1 апреля 2021 года ввозить и продавать ввезенные комплекты и наборы, в которые входит немаркированная парфюмерия.
Этапы введения маркировки фотоаппаратов и ламп-вспышек:
С 1 октября запрещено выставлять на продажу фототовары, на которых нет маркировки. Имеющиеся на складах остатки можно промаркировать до 1 декабря.
Если товар, приобретенный до 1 октября, ввозится после этой даты, то промаркировать его можно до 1 ноября.
Подготовлены поправки о том, что ввозить и продавать ввезенные комплекты и наборы, в которые входят немаркированные фототовары, можно до 1 апреля будущего года.
Этапы введения маркировки шин и автопокрышек в 2020 году:
С 1 ноября вводимые в оборот шины должны содержать код маркировки. Оптовики, покупающие продукцию у производителей или импортеров, должны передавать в систему «Честный знак» данные о покупке и выводе из оборота маркированных товаров, розничные продавцы — о выводе из оборота. Немаркированные остатки можно будет продавать до 15 декабря. Более подробная информация https://честныйзнак.рф/business/projects/tyres/.
Этапы введения маркировки товаров легкой промышленности:
С 1 января 2021 года будет запрещен оборот немаркированных товаров легкой промышленности.
Нереализованные до 1 января товарные остатки все участники оборота обязаны промаркировать до 1 февраля.
Обязательной маркировке подлежат:
— предметы одежды, включая рабочую одежду, изготовленные из натуральной или композиционной кожи;
— блузки, блузы и блузоны трикотажные машинного или ручного вязания, женские или для девочек;
— пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки (включая лыжные), ветровки, штормовки и аналогичные изделия мужские или для мальчиков;
— пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки (включая лыжные), ветровки, штормовки и аналогичные изделия женские или для девочек;
— белье постельное, столовое, туалетное и кухонное.
Этапы введения маркировки молочной продукции в 2021 году:
С 20 января 2021 года — начало обязательной маркировки по определенным группам ТНВЭД.
По остальным группам — не позднее 1 октября 2021 года.
На сегодняшний день Минпромторгом РФ подготовлен проект постановления Правительства о сроках введения обязательной маркировки молочной продукции. В соответствии с документом с 20 января она станет обязательной для молока и сливок со сроком хранения от 28 суток, а также мороженого и прочих видов пищевого льда. Для молока и сливок со сроком хранения до 28 суток, а также сгущенных молока и сливок, молочной сыворотки, сливочного масла, сыров и творога, безалкогольных напитков с молочным жиром маркировка вводится с 1 июля 2021 года. Для пахты, свернувшихся молока и сливок, йогурта, кефира и прочих ферментированных или сквашенных молока и сливок — с 1 октября 2021 года.
Штрафы
Нарушение правил маркировки может повлечь за собой административную, а в некоторых случаях и уголовную ответственность.
Под административной ответственностью понимается ст. 15.12 КоАП РФ, ч.1: производство или продажа товаров и продукции, в отношении которых установлены требования по маркировке и (или) нанесению информации, без соответствующей маркировки и (или) информации, а также с нарушением установленного порядка нанесения такой маркировки и (или) информации, влечет за собой штраф в размере для индивидуального предпринимателя от 5000 до 10 000 руб., на юридические лица — от 50 000 до 100 000 рублей. К выписанному штрафу прилагается изъятие всей немаркированной продукции.
Продажа продукции без маркировки расценивается как нарушение ч.2. ст. 15.12 КоАП РФ. Штраф для физических лиц составляет от 2 000 до 4 000 руб., индивидуальным предпринимателям размер составляет от 5 000 до 10 000 руб., для юридических лиц – от 50 000 до 300 000 руб., также с изъятием немаркированной продукции.
Уголовная ответственность наступает в случаях, когда стоимость немаркированной продукции превышает крупный или особо крупный размер. В ст. 169 УК РФ под крупным ущербом понимается сумма, превышающая 1,5 млн рублей. Производство, приобретение, хранение, перевозка или продажа товаров, которые подлежат обязательной маркировке, без маркировки согласно ст. 171.1 части первой УК РФ облагаются штрафом в размере до 300 000 рублей или лишением свободы до 3 лет со штрафом до 80 000 рублей.
Оборот немаркированного алкоголя или табачных изделий карается более жестко: в ст. 171.1 ч.5 УК РФ штраф за несоблюдение правил маркировки составляет до 500 000 рублей или лишение свободы на срок до 3 лет со штрафом до 120 000 рублей. При этом под крупным ущербом считается сумма более 100 000 рублей (прим. 2 к ст. 171.1 УК РФ).
Вся информация о маркировке на сайте Честный ЗНАК.