Обращаем Ваше внимание, что Государственный орган Краснодарского края – Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Краснодарском крае и его аппарат с 1 марта 2023 года располагается по новому адресу: г. Краснодар, ул. Пушкина, д. 28

Как и ранее свои жалобы и обращения можно направить по электронному адресу bizkk@mail.ru, а так же через электронную форму на официальном сайте Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Краснодарском крае.

Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей Борис Титов предложил внести в статью 54.1 Налогового кодекса РФ изменения, устанавливающие механизм так называемой полной налоговой реконструкции.

«Действующая редакция статьи 54.1 части первой НК РФ прямо не предусматривает механизм полной налоговой реконструкции, когда определение размера налоговых обязательств осуществляется <…>, исходя из того, какие налоги должны были бы уплачиваться, если бы налогоплательщик не нарушил пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов», – говорится в пояснительной записке к законопроекту, подготовленному Уполномоченным. В результате, констатирует Титов, налоговое обязательство носит штрафной характер и не учитывает суммы фактически уплаченных налогоплательщиком налогов и понесенных им расходов, права на вычеты.

В Постановлении от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» Пленум ВАС РФ разъяснял, что объем прав и обязанностей налогоплательщика должен определяться судами, «исходя из подлинного экономического содержания соответствующей операции». Однако в 2017 году ФНС России сообщило нижестоящим инспекциям о том, что после вступления в силу статьи 54.1 НК РФ не применяются понятия, отраженные в Постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 (Письмо ФНС России от 31.10.2017 № ЕД-4-9/22123@ «О рекомендациях по применению положений статьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации»).

В свою очередь, в письме ФНС от 16.08.2017 № СА-4-7/16152@ говорится, что налоговый орган не определяет расчетным путем объем прав и обязанностей налогоплательщика, допустившего искажение действительного экономического смысла финансово-хозяйственной операции. То есть при применении норм статьи 54.1 НК РФ не применяется расчетный способ определения размера налоговой обязанности, установленный статьей 31 того же НК.

Законопроектом предлагается дополнить статью 54.1 части первой Налогового кодекса Российской Федерации положениями о полной налоговой реконструкции. В частности, внести в нее пункт 5, в котором говорится, что «доначисление налогов не должно вести к двойному налогообложению, искажению экономической природы налогов, избыточному, не обусловленному экономическим содержанием совершенных операций, налогообложению».

«Сумма доначисляемых налогов (налогоплательщику или группе налогоплательщиков) не должна превышать сумму налогов, которые не были уплачены в бюджет в результате неправомерных действий налогоплательщика», – гласит текст законопроекта.

«При реконструкции налоговых последствий налоговый орган должен учесть налоговые льготы, вычеты, расходы, право на которые имел бы налогоплательщик в отсутствие нарушения им норм пунктов 1 и 2 настоящей статьи.

Осуществление расходов от имени другого лица, истечение сроков для заявления вычетов (расходов), непредставление налоговой декларации и другие подобные обстоятельства не являются препятствием для определения действительного размера налоговых обязательств. В частности, при реконструкции налоговых последствий:

  1. при изменении юридической квалификации сделок, операций (фактов хозяйственной жизни) взаимозависимых лиц подлежат определению налоговые права и обязанности каждого из этих лиц;
  2. принимаются к вычету суммы налога на добавленную стоимость, относящиеся к реально произведенной операции, независимо от того, в каком периоде выставлены счета-фактуры и на какое лицо они выставлены;
  3. учитываются расходы, которые налогоплательщик в любом случае бы понес на реально приобретённые товары, работы, услуги (при этом расходы определяются исходя из цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному статьей 105.3 настоящего Кодекса);
  4. в том случае если по результатам проверки доход, изначально отраженный третьим лицом (третьими лицами), вменяется налогоплательщику (при необходимости начислить выручку лицу, которое ранее ее не учитывало), такой доход подлежит уменьшению на сумму расходов, относящихся к его получению;
  5. по операции, которая не облагалась налогоплательщиком налогом на добавленную стоимость, налог на добавленную стоимость начисляется по расчетной ставке (исходя из реально сформированной цены реализации товаров работ, работ, услуг, имущественных прав, предъявленной к оплате покупателю).

Правила настоящего пункта применяются к случаям самостоятельного уточнения налоговых обязательств налогоплательщиком путем подачи уточненных налоговых деклараций».

 

Наверх